Рабочая программа практикума «Естествознание. 3 класс »ID 7869518)

1

Пояснительная записка

1. Сведения о программе.
Настоящая программа разработана на основе:
- Закон «Об образовании в РФ» ФЗ-273 от 29.12.2012 г.
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 28..10.2015 г. № 08 – 1786
«О рабочих программах учебных предметов»
- Приказ Минобрнауки Амурской области №1439 от 15.09.2010 г.
- Устава МОБУ Новогеоргиевская СОШ
- Основной образовательной программы начального общего образования
- Учебного плана школы на 2022-2023 учебный год
- Положения о рабочей программе по предмету пр. №58/2 от 28.03.2016 г.
- Примерной образовательной программы учебного курса «Естествознание.
Азбука экологии» для 1–4 классов образовательных организаций, реализующих
программы начального общего образования. Одобрена решением федерального учебнометодического объединения по общему образованию (протокол от 26 октября 2020 №
4/20).
2. Обоснование выбора авторской программы
Программа ориентирована на формирование у обучающихся знаний, установок,
личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих становление экологического
типа мышления, экологической культуры как необходимого элемента общей культуры
современного человека.
Экологическая культура представляет собой совокупность личностных характеристик
человека, отражающих состояние гармонии с природой, социумом и собственным
внутренним миром через развитие экологического сознания, эмоционально-нравственного
и деятельностно-практического отношения к окружающей среде. Формирование у детей
младшего школьного возраста экологической культуры требует интеграции содержания
экологического, духовно-нравственного, патриотического, эстетического воспитания.
Программа направлена на развитие мотивации и готовности обучающихся повышать
свою экологическую грамотность, осознанно придерживаться здорового и экологически
безопасного образа жизни, вести работу по экологическому просвещению, ценить природу
как источник духовного развития, информации, красоты, здоровья, материального
благополучия.
Данная программа дополняет и углубляет знания обучающихся, полученные в ходе
изучения учебного предмета «Окружающий мир», ориентирован на развитие
универсальных учебных действий, формируемых средствами всех учебных предметов.
Общая характеристика учебного курса
Программа отражает стратегию государственной политики в области экологического
образования, природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения
экологической безопасности населения, отражённую в документе «Основы
государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на
период до 2030 года» (утверждено Президентом Российской Федерации 30.04.2012). В
тексте Конституции РФ (Ст.114) среди обязанностей Правительства Российской Федерации
выделяется создание «условий для развития системы экологического образования граждан,
воспитания экологической культуры» (п. е.6).
Нормативно-правовая и документальная основы Программы
- Экологическая доктрина Российской Федерации (2002).
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования.
2

- Закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды» (2002).
- Основы государственной политики в области экологического развития Российской
Федерации на период до 2030 года (2012).
- Национальная стратегия образования для устойчивого развития в Российской
Федерации (2008).
- Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
(2015).
Программа опирается на научные подходы и теоретические положения по
организации процесса экологического образования (С.В. Алексеев, Е.Н. Дзятковская, А.Н.
Захлебный, С.Н. Николаева, А.А. Плешаков и др.).
Программа построена с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на
формирование экологической культуры у детей младшего школьного возраста:
- экологические, социальные и экономические условия;
- общий уровень экологической культуры сообщества, соответствующие традиции,
влияющие на образовательную среду;
- возрастные психофизиологические особенности обучающихся; специфика
восприятия и отношения к своему социоприродному окружению;
- ведущий вид деятельности младших школьников, особенности коммуникации с
миром людей, природы, предметов;
- активно формируемые в младшем школьном возрасте ценностные установки,
поведенческие модели, привычки;
- материально-технические, кадровые, финансовые ресурсы образовательной
организации.
Организация работы по реализации Программы должна строиться на основе ряда
общепедагогических и частных принципов:
- научная обоснованность, системность, последовательность;
- возрастная и социокультурная адекватность;
- практическая целесообразность;
- системно-деятельностная организации обучения и воспитания;
- междисциплинарность экологического знания, базирующаяся на комплексном
подходе к познанию и развитию человека, общества, природы;
- интеграция содержания различных видов экологически ориентированной
деятельности младших школьников;
- соблюдение требований информационной безопасности младших школьников;
- краеведческая направленность.
Основные направления Программы
Основные направления образовательной деятельности в рамках Программы:
- вовлечение учащихся в социально значимую практическую деятельность по
изучению и сохранению ближайшего природного окружения;
- воспитание ценностного отношения, формирование и развитие научных и образных
представлений о человеке и окружающей его среде, их экологических взаимодействиях;
- освоение нравственных ограничений и предписаний по отношению к природной
среде и человеку;
- становление начального опыта защиты природной среды;
- развитие у младших школьников эколого-эстетического восприятия окружающего
мира.

3

3. Цели и задачи учебного предмета:

Основная цель настоящей Программы – формирование у обучающихся экологической
культуры как нового качества личности, основанного на влиянии на её интеллектуальную,
эмоционально-чувственную и деятельностную сферы; воспитание чувства ответственности
за свои действия в природе, базирующегося на знании закономерностей протекания
природных процессов.
Задачи программы
- Формирование у младших школьников системы экологических ценностей как
базового компонента экологической культуры, умения различать универсальные
(всеобщие) и утилитарные ценности.
- Формирование у обучающихся потребности познания окружающего мира и своих
связей с ним; экологически обоснованных потребностей, интересов, норм и правил (в
первую очередь гуманного отношения к природному окружению, к живым существам).
- Формирование экологического сознания, основанного на гуманном, ценностном
отношении к природе.
- Формирование умений, навыков и опыта применения экологических знаний в
практике взаимодействия с окружающим миром.
- Формирование культуры взаимодействия с окружающей средой – природной и
социальной, основу которой составляют духовно-нравственные ценности.
- Развитие эмоционально-чувственной сферы, эмпатии, нравственно-эстетического
отношения к окружающей среде.
- Создание условий для формирования и реализации обучающимися активной
созидательной личностной позиции в экологической деятельности, готовности к
самостоятельным продуктивным решениям в ситуациях нравственно-экологического
выбора.
- Создание условий для формирования начал экологической компетентности.
4. Место предмета в Учебном плане школы:

Программа рассчитана на 4 года, 135 часов. На изучение учебного курса
«Естествознание. Азбука экологии» отводится: в 1 классе 33 ч, со 2 по 4 классы – по 34 ч
в год (1 ч в неделю). Программа может быть реализована в рамках учебной, внеурочной
деятельности экологической и естественно-научной направленностей; в условиях
дополнительного образования детей.

5. Роль учебного предмета:
Описание ценностных ориентиров содержания учебного курса
- Безопасность природы и человека как ключевая универсальная социальная ценность,
без которой значимость других ценностей оказывается под вопросом.
- Природа как одна из основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
- Экологическая культура как компонент культуры общества, как самоценность и как
способ защиты идеалов, ценностей человека и человечества.
- Патриотизм как нравственная норма, проявление чувства любви к Родине,
понимания сопричастности к настоящему и будущему своей страны и родного края.
- Ценность научного знания; осуществление стремления человека к самостоятельному
познанию окружающего мира; формирование познавательных интересов.
- Гражданственность как интегративная, комплексная характеристика личности
человека, как характеристика гражданско-патриотической позиции человека, его
4

ценностной ориентации, подразумевающая ответственность за судьбу своей Родины,
сопричастность с её судьбой.
- Осознание себя частью природного мира; развитие интереса к природе, природным
явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе; формирование
бережного гуманного отношения ко всему живому и нетерпимого отношения к действиям,
приносящим вред природе, к жестокому обращению с животными; приобретение
элементарного опыта природоохранной деятельности.
- Нравственный выбор и ответственность человека по отношению к природе;
проявление любви, сострадания и милосердия ко всему живому.
6. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса
Анализ путей и прогнозируемых итогов формирования компонентов экологической
культуры личности (экологическое сознание, естественно-научное знание, экологическая
компетентность, эмоционально-чувственный и нравственный компоненты, эстетическое
отношение к окружающему миру, опыт экологической деятельности) на уровне начального
общего образования позволяет определить планируемые результаты освоения учебного
курса.
Личностные результаты:
- развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы
методами естественных наук;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости
сохранения окружающей среды;
- формирование мотивации дальнейшего изучения природы.
Метапредметные результаты:
- овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что
включает в себя умения: ставить цели и планировать личную учебную деятельность;
оценивать собственный вклад в деятельность группы; проводить самооценку уровня
личных учебных достижений;
- освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности, доступных для
детей младшего школьного возраста: формулирование с помощью учителя цели учебного
исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов,
использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам
исследования;
- формирование приёмов работы с информацией, что включает в себя умения: поиска
и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей; понимания
информации, представленной в различной знаковой форме – в виде таблиц, диаграмм,
графиков, рисунков и т.д.;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родо-видовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной
коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии; участие в работе
группы в соответствии с обозначенной ролью.
Предметные результаты:
- сформированность представлений об экологии как об одном из важнейших
направлений изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком, как о
важнейшем элементе культурного опыта человечества;
- углублённые представления о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между
5

живыми организмами; об изменениях природной среды под воздействием человека;
освоение базовых естественно-научных знаний, необходимых для дальнейшего изучения
систематических
курсов
естественных
наук;
формирование
элементарных
исследовательских умений;
- применение полученных знаний и умений для решения практических задач в
повседневной жизни; для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в
природной и социоприродной среде;
- осознание взаимосвязи между собственными действиями и состоянием окружающей
среды.
7. Формы организации образовательного процесса
- тематические занятия, направленные на формирование экологической культуры и
бережного отношения к природе;
- исследовательская работа;
- беседы (проблемные, эвристические);
- экскурсии, практические занятия в ближайшем природном и социоприродном
окружении (пришкольный участок, микрорайон школы, ближайший парк, водоём и
пр.);
- виртуальные путешествия;
- мини­проекты;
- конкурсы экологической направленности;
- образовательные ситуационные игры;
- издание брошюр, буклетов; листовок и др.
Основные
виды
деятельности
обучающихся:
учебная,
учебноисследовательская, проектная, образно­познавательная, креативная, игровая (ролевые,
дидактические, ситуационные, деловые игры), эколого-этическая, рефлексивно­оценочная,
регулятивная, общественно полезная (природоохранная) деятельность, коммуникация со
сверстниками и взрослыми (проблемно­ценностное и досуговое общение), моделирование,
анализ ситуаций, наблюдение, участие в акциях и др.
8. Технологии обучения

В целях обеспечения формирования базовых компетентностей современного человека:
информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для
решения проблем); коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);
самоорганизации (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью,
полноценно использовать личностные ресурсы); самообразования (готовность конструировать и
осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая
успешность и конкурентоспособность) преподавание организуется на основе использования
возможностей современных развивающих технологий:
 проектная технология;
 информационно-коммуникативные технологии;
 здоровьесберегающая технология
9. Виды и формы контроля:

Основными формами контроля знаний обучающихся являются:
- поурочный контроль
проекта;

- потемный контроль;
– итоговой контрольной работы;
– тестирования;
– защиты
индивидуального/группового

- комплексная контрольная работа

6

II Содержание учебного курса
Основу содержания Программы составляют базовые экологические понятия: наука
экология (первоначальные представления); место обитания живых существ; условия
существования живых существ; черты приспособленности живых существ к условиям
жизни; взаимосвязи в природе; взаимоотношения живых существ между собой и с
объектами неживой природы; цикличность природных процессов; биоразнообразие.
Данные понятия являются основой для изучения различных экосистем (в том числе
экосистем региона), биосферы, эволюции жизни, циклических природных процессов,
преобразующей деятельности человека, современных экологических проблем локального и
глобального уровня, путей их преодоления, места каждого человека в их решении.
Содержание программы обеспечивает подготовку обучающихся к участию в
международных исследованиях качества естественно-научного образования (например,
TIMSS), предполагающих глубокие знания по ряду вопросов: история Земли, природные
ресурсы, влияние условий окружающей среды на живые организмы, позитивное и
негативное влияние людей на мир природы, виды взаимоотношений живых организмов в
природных сообществах и др.
При составлении Программы использован концентрический принцип построения
содержания. С 1 по 4 класс происходит расширение и углубление представлений
обучающихся по темам программы. Младшие школьники учатся применять освоенные
знания для решения экологоориентированных учебно-познавательных и учебнопрактических задач, повседневных проблем, реализуют накопленный опыт при участии в
акциях, конкурсах экологической направленности, издании листовок и т.д.

Третий класс (34 ч.)
Что такое экология? Экологические знания как основа деятельности людей по
охране природы. Биоценоз, экосистема, биосфера. Биосфера как самая крупная экосистема
Земли. Экосистемы родного края.
Растения и животные ближайшего окружения. Флора и фауна Земли. Влияние
растений и животных на компоненты живой и неживой природы, хозяйственную
деятельность человека (разрушение горных пород растениями, защита растениями почвы
от эрозии, вредители сельскохозяйственных растений и др.).
Места обитания и среды обитания растений и животных. История развития жизни
на Земле. Периодизация развития жизни. Продолжительность формирования биосферы.
Специфика наземно-воздушной, водной, почвенной сред обитания. Соотнесение растений
и животных с определёнными местами и средами обитания, экосистемами. Взаимосвязи
между строением растений, животных, грибов и особенностями среды, в которой они
обитают. Определение особенностей строения организмов, обеспечивающих адаптацию к
среде. Биотические и абиотические факторы среды обитания.
Условия существования живых организмов. Компоненты неживой и живой
природы. Необходимые условия существования живых организмов, роль воздуха, воды,
света, тепла в жизни растений, животных, человека. Черты приспособленности растений,
животных. Сезонные изменения в природе. Цикличность природных процессов.
Круговорот веществ в природе. Круговороты как механизм жизнеобеспечения планеты
Земля.
7

Разнообразие живой природы. Многообразие растений: группы растений.
Многообразие животных: группы животных. Разнообразие внешнего строения растений,
животных внутри групп. Разнообразие черт приспособленности растений и животных к
жизни в различных средах обитания, условиям жизни. Защитные приспособления у
растений и животных как проявление тесной связи организмов с окружающей их средой.
Биоразнообразие как основа устойчивости природных сообществ.
Экологические связи в природе. Пища для растений и животных как источник
энергии для жизнедеятельности, роста и развития. Особенности питания животных, группы
животных по типу питания. Роль живых организмов в пищевой цепи. Моделирование
простых пищевых цепей для знакомых экосистем. Экологическая пирамида. Конкуренция
в экосистемах.
Способы охраны природы. Причины возникновения экологических проблем.
Способы решения экологических проблем (на примере проблем загрязнения воды, воздуха,
накопления мусора). Повседневная эколого-ориентированная деятельность.
Человек и природа. Эволюция человека, его место среди других живых организмов.
Адаптация человека к среде обитания. Преобразование человеком природной среды:
естественные и искусственные биоценозы. Город – место обитания человека. Человек и
экологические проблемы. Потребности человека. Что нужно человеку для жизни.
Воздействие человека на окружающий мир. Природа как природный ресурс.
Классификация природных ресурсов. Полезные ископаемые. Человек как основной
преобразующий фактор природы, нарушение связей в природе в результате человеческой
деятельности. Естественный круговорот веществ и искусственные материалы.

7. Тематическое планирование

Учебно – тематический план 3 класс
№

Наименование разделов и тем

Всего
часов

В том числе на:

экскурси
и

Электронные
образовательные ресурсы

1

Что такое экология?

4

1

Практиче
ские,
провероч
ные
работы
1

2

Растения
и
животные
ближайшего окружения

5

1

1

3

nsportal.ru›Начальная
школа›Окружающий
мир›2015/06/07/prezent

3

Места обитания и среды
обитания растений и животных

4

1

3

multiurok.ru›files…sredaobitaniia-zhivotnykh.html

4

Условия существования живых
организмов

5

3

2

prezentacii.com›Окружающий
мир›…-organizmy-3-klass.html

5

Разнообразие живой природы

5

2

2

kopilkaurokov.ru›Начальные
классы›Презентации›raznoobrazi
ie-priro

1

8

проект
ную
деятель
ность
2

easyen.ru›…3_klass/prezentacija
…takoe_ehkologija…

6

Экологические связи в природе

5

2

3

znanio.ru›media…po…ekologich
eskie_svyazi_3_klass…

7

Способы охраны природы

3

1

2

videouroki.net›razrabotki…okhra
na…prirody.html

8

Человек и природа

3

1

2

infourok.ru›prezentaciya…chelov
ek…priroda-3-klass…

12

19

Итого

3

34

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Учебно-методическое обеспечение учебного процесса предусматривает
использование учебныхпособий:
«Азбука экологии» с 1 по 4 класс
- Шпотова Т.В. Естествознание. Азбука экологии. 1 класс. Учебник для
общеобразовательныхорганизаций. Серия «Чистая планета».
- Шпотова Т.В. Естествознание. Азбука экологии. 2 класс. Учебник для
общеобразовательныхорганизаций. Серия «Чистая планета».
- Шпотова Т.В. Естествознание. Азбука экологии. 3 класс. Учебник для
общеобразовательныхорганизаций. Серия «Чистая планета».
- Шпотова Т.В., Харитонова И.Г. Естествознание. Азбука экологии.
4
класс. Учебник дляобщеобразовательных организаций. Серия «Чистая планета».
- Шпотова Т.В. Естествознание. Азбука экологии. 1 класс. Электронная форма
учебника для

9

общеобразовательных организаций. Серия «Чистая планета».
- Шпотова Т.В. Естествознание. Азбука экологии. 2 класс. Электронная форма
учебника дляобщеобразовательных организаций. Серия «Чистая планета».
- Шпотова Т.В. Естествознание. Азбука экологии. 3 класс. Электронная форма
учебника дляобщеобразовательных организаций. Серия «Чистая планета».
- Шпотова Т.В. Естествознание. Азбука экологии. 4 класс. Электронная форма
учебника дляобщеобразовательных организаций. Серия «Чистая планета».
- Естествознание. Методическое пособие для учителей к завершённой предметной
линии учебников Т.В. Шпотовой и др. «Естествознание. Азбука экологии. 1 класс»,
«Естествознание. Азбука экологии. 2 класс»,
«Естествознание. Азбука экологии. 3 класс», «Естествознание. Азбука экологии.
4 класс».
- Плешаков А.А. От земли до неба. Атлас-определитель. Книга для учащихся начальных
классов.
- Плешаков А.А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики.
Книга для учащихсяначальных классов.
- Плешаков А. А. Зелёные страницы. Книга для учащихся начальных классов.

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Дзятковская

Е.Н. Проектируем содержание внеурочной деятельности по формированию
экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни: Метод. пособие. М.:
Образование и экология, 2012.
2. Дзятковская Е.Н. Экологическая безопасность в школе и дома: Кн. для педагогов и
родителей. 2-е изд., перераб. М.: Образование и экология, 2012.
3. Дзятковская Е.Н. Экологическое развивающее образование: Учеб. пособие с
хрестоматией длясамообразования педагогов. М.: Образование и экология, 2010.
4. Зыков М.Б. Экологическое воспитание в семейном клубе / Под общей редакцией А.К.
Шульженко// Опыт экологического воспитания: Информационно-методическое пособие.
М.: Гос. НИИ семьи и воспитания, 2004.С. 102—108.
5. Модели экологического воспитания детей: Метод. пособие для педагогов / Под обш. ред.
Д.Л. Теплова, И.В.Цветковой. М.: МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2005.
6. Новолодская Е.Г. Школьный экологический мониторинг: организация проектной
деятельности учащихся: Учеб.-метод. пособие для студентов вузов. Бийск: ФГБОУ ВПО
«АГАО», 2012. – 248 с.
7. Цветкова И.В. Экологический светофор: Метод.пособие по воспитанию экологической
культуры детей младшего школьного возраста. М., 2000.
8. Цветкова И.В. Экологическое воспитание младших школьников: Теория и методика
внеурочной работы. М., 2000.
9. Черезова Л.Б. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие.
Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2010. – 135 с.
10 Чернухин О.А. Организация исследовательской деятельности школьников естественнонаучной и экологической тематики. Образовательные программы. Новосибирск: НемоПресс, 2013. – 80 с.
11. Школьный экологический календарь: Пособие для учителя / Под ред. Н.С. Дежниковой. М.,
2003.
12. Экологическое воспитание детей и молодежи: инновационные формы и технологии:
учебно-методическое пособие / В.В. Дружинин, Е.М. Клемяшова, А.Л. Кураков, В.А.
Самкова и др. М.: ИАЭП; Казань: Познание, 2014.
10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».